За други своя эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
За други своя

Тыва потихоньку становится всемирно признанным центром горлового пения. Однако, не только удивительным песнями славны наши сограждане, живущие на юге Сибири. Они еще и настоящие верные друзья, на которых можно положиться в трудную минуту.
До 1944 года нынешняя республика Тыва была независимым государством. Но именно это небогатая страна с  населением чуть больше 80 тысяч человек уже через три дня после вторжения фашистов на территорию СССР объявила войну Германии. Такое решение принял экстренно собравшийся в июне 1941 г X Великий Хурал Тувинской Народной Республики. И это были не просто красивые слова.

Москве был  передан весь золотой запас тувинского государства эквивалентный 30 миллионам рублей – внушительная по тем временам сумма. С июня 1941 по октябрь 1944 Тува поставила для нужд Красной армии 50 тысяч боевых лошадей, 52 тысяч пар лыж, 12 тысяч полушубков, 15 тысяч пар валенок, 70 тысяч тонн овечьей шерсти и миллион голов скота.

По экспертным оценкам помощь маленькой Тувы Советскому Союзу в военный период составила чуть ли не четверть от совокупного общего объема помощи всех вместе взятых крупных "западных союзников" - США, Канады, Великобритании, Австралии, Южноафриканского союза, Австралии и Новой Зеландии!

Тувинцы – прекрасные скотоводы. Именно скот, а вовсе не деньги до сих пор в их представлении являются главным богатством. В качестве братской помощи они отдавали действительно самое дорогое. Результат простого арифметического действия - деления всего отправленного в СССР на тогдашнюю численность тувинцев - поражает. Каждая семья в среднем передала для фронта и Победы минимум по 100 голов животных! А были еще 400 тонн мяса, топленое масло, мука, мёд, плодово-ягодные консервы, целебные лекарственные травы, воск, смола, телеги, сани, упряжь... Кроме того на пожертвования, мягко скажем, совсем небогатого населения были куплены самолёты для трех эскадрилий истребителей и бронетехника для двух танковых бригад.

А как только советское правительство согласилось принять еще и военную помощь тувинцев, на фронт были снаряжены первые добровольцы. Они появились в рядах Красной армии в мае 1943 и были зачислены в состав 25-го отдельного танкового полка (с февраля 1944 в составе 52-й армии 2-го Украинского фронта), который принимал участие в боевых действиях на территории Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии. Именно в этом полку всю войну провоевал механиком-водителем танка Т-34  Герой Советского Союза тувинец Хомушку Чургуй-оол.

В сентябре 1943 вторая группа добровольцев из 206 всадников вошла в состав 31-й гвардейского Кубано-Черноморского кавалерийского полка 8-й гвардейской дивизии имени Морозова 6-го кавкорпуса 13-й армии 1-го Украинского фронта. Здесь необходимо напомнить, что тувинцы бесстрашные войны, воспитанные на преданиях о богатырях – защитниках, главная задача которых "отдать свою силу народу", поэтому у тувинца-воина руки должны быть "как железные щипцы", а ноги крепки "как вбитые колья".

Добровольцы-кавалеристы  отправились на фронт вооруженные саблями и луками, в национальной одежде  - фиолетовых, синих, красных, желтых и зеленых халатах со ступенчатым вырезом верхней левой полы, шубах с застежкой на правом боку со стоячим воротником в овчинных шапках с широким куполообразным верхом и наушниками. А в качестве помощников воины везли с собой предметы буддийского культа.

В первом же бою  под Дуражно (Украина) тувинцы-кавалеристы  бесстрашно выскочили на своих приземистых мохнатых лошадках с саблями наголо на передовые немецкие части и наголову разбили противника. Позднее пленные немцы признавались, что их до смерти напугал и деморализовал вид противника. Оказалось, на подсознательном уровне они восприняли тувинцев как ожившие полчища Аттилы - непобедимого вождя гуннов.

Так начались рейды  по тылам врага на Западной Украине. А по фашистскому фронту поползли слухи о всадниках "черная смерть". Ужас немцев был связан еще и с тем, что бесстрашные тувинцы руководствовались в бою своим национальным военным кодексом, согласно которому брать противника в плен не принято.

За время Великой  Отечественной 20 воинов-тувинцев стали кавалерами ордена Славы и почти 5 тысяч тувинских воинов награждены другими советскими орденами и медалями.

Вот такая есть страница в истории небольшой  российской республики на юге Сибири. Живут люди там и сейчас очень небогато, зато по-прежнему бережно хранят народные традиции, одна из которых велит по первому зову спешить на помощь друзьям. И то, что самый главный спасатель в стране – Сергей Шойгу – тувинского происхождения, в республике Тыва не считают случайным.

Тэги
Поделитесь статьей