Рада Анчевская

Национальный акцент
Рада Анчевская
О персоне

Лидер группы "Рада и Терновник"

Я использую в композициях образы из сказок, заговоров, обрядовых песен, но всё это остаётся понятным слушателям

Гитаристка и вокалистка группы "Рада и Терновник".

Узнать больше
Поющая в терновнике

Российская группа "Рада & Терновник" выступает на зарубежных фестивалях, представляя иностранцам нашу национальную культуру.

Но популярен ли фолк в родной стране? Вокалистка коллектива Рада Анчевская рассказала о народной музыке в современном контексте, а также поделилась, зачем ей шаманские бубны и самодельные деревянные дудочки.

- Рада,  расскажите, на ваш взгляд, фолк-музыка сегодня востребована?

– Сейчас люди хотя бы знают, что такое "фолк-рок"! В 80‑е концептуальный альбом Градского "Русские песни" был экзотикой, а сегодня – уже нет. Но сейчас у такой музыки две проблемы: во-первых, она всё же малоизвестна, а во-вторых, никто ничего не делает, чтобы фолк стал популярен.

Наш коллектив "Рада & Терновник" периодически ездит на зарубежные фестивали. Например, не так давно у нас был большой европейский тур. Я видела, что многие коллективы из других стран получают и чувствуют мощную поддержку своего государства. Про Россию такого сказать не могу. Всё это связано, поэтому фолк-коллективы из нашей страны выступают на больших фестивальных площадках реже, чем европейские.

– Как вам удаётся балансировать на грани: и сохранять самобытность фолка, и делать музыку понятной, доступной для многих?

– Это сложная задача! Если всё упростить – получим "развесистую клюкву", это будет совсем неинтересно. А если оставить материал без изменений – станет невозможно сделать его понятным для большинства. Поэтому есть несколько вариантов. Можно совмещать аутентичный текст с современной музыкой: "левый" человек будет слышать электронные танцевальные ритмы и воспринимать фольклорный вокал только на окраине сознания. В моём случае всё проще: у меня авторский репертуар и почти нет русских народных песен, и значит, проблема диалектизмов снимается. Я использую в композициях образы из сказок, заговоров, обрядовых песен, но всё это остаётся понятным слушателям. Порой после концерта люди подходят и спрашивают, откуда эти старые песни. Они не верят, что их написала я.

– А какие музыкальные инструменты вы используете? В вашем арсенале есть что-нибудь непривычное для современного артиста?

– Народные песни созданы народом, и инструменты для их исполнения тоже должны быть народными.

Но что свойственно нам сегодня? Гитара, бас-гитара, ударные, скрипка, но никак не балалайка. Этот инструмент для нас неестественен, и если моя группа заиграет на балалайках, то это будет похоже на клоунаду.

Для создания первобытной ритмики мы используем шаманские бубны – это идеальное средство для вхождения в транс. Ещё я люблю шуршалки и деревянные дудочки, которые делаю сама из сухих стеблей борщевика. Но всё это – лишь приправа, помогающая создать атмосферу.

– Атмосфера народной культуры окружала вас с детства? Или вы заинтересовались ею в более сознательном возрасте?


– В детстве всем нам читали сказки про Колобка и Курочку Рябу. У меня филологическое образование, когда я училась, с огромным интересом изучала древнерусскую литературу и устное народное творчество. Потом были семинары Дмитрия Фокина – артиста ансамбля Дмитрия Покровского. Мы слушали песни, разбирали экспедиционные аудиозаписи.

На этих занятиях случилось настоящее открытие, ведь раньше я не до конца понимала: что за стиль у моей музыки? Откуда эти мелодика, переливы, протяжный распев? Я никак не могла определить это для себя. Оказалось, всё это близко к северным русским народным песням. Я осознала, что это живёт одновременно и во мне, и отдельно от меня, в древнем времени и в современности.

Например, как-то я слушала аудиозапись плача. Это были феерические вокальные перескоки с высоких нот к хрипу. В то время у плакальщиц не было заготовленных форм, они приходили и импровизировали. Я попробовала сделать то же самое – это сродни медитации, как поток сознания. Так родилась моя песня-плач "Холодно".

– Это и есть нео­фолк? Фолк-музыка в современном контексте?

– Да! В 2005 году мы записали альбом с фолк-ансамблем "Ясный день". Этот коллектив использует аутентичные композиции. Мы решили совместить такие русские народные песни с моими. Так я увидела, как удивительным образом сошлись разные вселенные, мир прошлого и мир настоящего. Сходятся они в фолк-роке и сегодня.

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.