Культурное наследие Калужской области или кто живет в волшебном ларце эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 2)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Культурное наследие Калужской области или кто живет в волшебном ларце фото Анны Гуськовой

В Год культурного наследия народов России в Калужской области проходит акция, объединяющая все районы региона. С марта по области путешествует ларец, в каждом районном центре пополняясь новым экспонатом - культурным символом места. "Жителей" волшебного сундука разглядывала студентка Школы межэтнической журналистики Анна Гуськова.


Добирался от точки А в точку Б наш деревянный герой не автостопом, конечно, и не «Почтой России», и, уж тем более, не почтой голубиной. Да и редкая птица долетит до середины Днепра…ой, то есть до Сухиничей, например, держа в клюве сундук, под завязку набитый самыми-самыми эксклюзивными сувенирами!
В чём уникальность наполнения ларца? Да в том, что в нём сокрыта душа каждого уголка Калужской области. Известно, что душа – деле тонкое, не дай бог, растрясётся в дороге. А потому ларец путешествует только из рук в руки, никак иначе.

В середине композиции высится кукла-матушка, наряженная в русский сарафан, украшенный традиционным для региона вышитым узором. Подол одеяния декорирован алой рукотворной надписью «Калужская область». На ручках у куколки – целый ворох запелёнатых младенцев, то бишь районов. Вокруг же – экспонаты, отражающие суть каждой территориальной частицы края.

фото Анны Гуськовой

Символом Куйбышевского района стал холст – олицетворение местного бытового предмета и человеческой жизни: прочной, чистой и длинной-длинной, такой, с которой пришлось расстаться бойцам 139-й стрелковой дивизии при попытке выбить фашистов с Безымянной высоты у посёлка Рубеженка.

«Их оставалось только трое из восемнадцати ребят» – каждый россиянин знает эти строки стихотворения Михаила Матусовского. Слова легли на музыку Вениамина Баснера, и история подвига восемнадцати сибиряков, совершённого в ночь с 13 на 14 сентября 1943 года на этом рубеже, стало каноничной.

Фарфоровый белый лебедь – сувенир, помещённый в ларец в Кировском районе. Именно лебедь красуется на эмблеме «Кировской керамики» – градообразующего предприятия, выпускающего изделия в духе народных промыслов.

Спас-Деменская душенька заключена в тряпичной кукле по имени Коляда, смотанной из пеньки и льняного полотна – материалов, которыми здесь в стародавние времена торговали. Коли торговали, то и выращивали тут же будущую основу для продукции, лён да коноплю.

В Мосальском районе в сундучок поместили куклу-ярмарку. Почему она, а не что-то иное? По количеству и масштабности ярмарок Мосальский уезд славился 200 лет назад на всю губернию, да и в наше время шумная торговля идёт.

Следующим эстафету по передаче символа Года культурного наследия народов России в Калужской области принимал район Жиздринский, олицетворением истории своего края избравший купол церкви, увенчанный крестом, а на кресте том сидит сокол. Корень этой символики берёт начало в XIV веке. Согласно легенде, в 1382 году жители Подмосковья, спасаясь от золотоордынского войска под началом хана Тохтамыша, во главе со священнослужителем бежали на юго-запад. Вышли они на берег Жиздры и решили остановиться здесь. Перво-наперво поставили сруб церквушки. На закате на деревянный крест её сел сокол. Поселенцы сочли это божьим знамением. Так и появилось село под названием Соколье, ставшее предместьем городка Жиздра.

Из Жиздры ларец переехал в Боровск. Кукла Боровец, прообразом которой стал леший – хранитель бора, обрамляющего город. Кстати, именно Боровцем назывался изначально современный Боровск. По преданию, так нарёк город его основатель – князь Владимир Андреевич Храбрый.

Из Боровска, граничащего с Московской областью, ларец отправился в путь-дорожку дальнюю, в Хвастовичский район, в соседях у которого ходит брянский регион. В Хвастовичах сильны традиции Мельпомены и Талии, как-никак народному театру минуло уже полвека. Собственно, и символ района, пополнивший ларец, самый что ни на есть театральный – маска, притом из чистого хрусталя.

А вот ещё один интересный сувенир – расписная пуговица. Вот уж диво! Сувенир украшен лубочной картинкой – брендом Малоярославецкого района. Знаете, почему изображение подвигов воинства нанесено именно на пуговицу? Потому что Малоярославец – крайняя точка, держащая границу к Первопрестольной, «застёгивающая» её, как пуговка.

А куколка в зелёно-золотых одеждах родом из Мещовского района. Цвета наряда такие же, как и на гербе районного центра. Да и три колоска, что в руках у Мещовочки тоже будто сошли с герба. Славно плодородием Мещовское ополье!

И ещё одна кукла нашла место в ларчике! Шанюшка в ручках держит бумажный свиток. Дзержинский район на гербе своём тоже имеет свиток, обозначающий вдохновение и полёт мысли. Чувствуется явная отсылка к событиям Золотого века русской литературы. В посёлке Полотняный Завод дважды бывал сам Александр Сергеевич Пушкин. Отсюда родом супруга великого творца, Наталья Николаевна Гончарова. Её папенька владел Полотняно-Заводской бумажной мануфактурой. Предприятие, кстати сказать, процветает и в наши дни.

Похоже, что в ларце собирается целая коллекция кукол: и Людиновский район вложил свою душеньку в образ куколки. Голубая косынка, которой прикрыты плечи её – символ бескрайней глади озера Ломпадь – одного из семи чудес калужского региона, крупнейшего в области искусственного водохранилища.

Символом же Перемышльского района считается огурец. Этот овощ местные выращивают в промышленных масштабах. Он-то, Огурец-Удалец, сочный красавец, и прыгнул в ларец, потеснил кукол.

Район Бабынинский славится урожаями другой огородной культуры. Ух, крупна бабынинская картошечка! Полный мешок накопала с одного квадратного метра кукла Баба Нина и вместе с припасами полезла в ларец-то. С таким обилием второго хлеба в запасе отчего бы не прокатиться по губернии?

Износковский район, известный обширными болотами, тоже даровал обитателям сундука свой гостинец: кукла Клюковка принесла товарищам по турне целую корзинку ягод и грибов и даже ложки с собой прихватила.

Следующий поселенец ларца – золотая пчела. В путешествие она отправилась аккурат на Медовый спас. В Медыни, на чьём гербе жужжат 16 пчёлок, этот православный праздник не рядовой, а престольный.

Жители Думиничского района дополнили экспозицию сундука хлудневской игрушкой в виде древа жизни. Промысел этот живёт более 200 лет. Яркие полосатые свистульки и грематухи, создаваемые из глины пальчиками сельчанок, в 70-х годах прошлого столетья прославили Хлуднево на всесоюзной выставке.

Ферзиковский район отправил в путешествие своего миниатюрного богатыря – защитника лада на земли нашей.

Сейчас как никогда важно, чтобы среди разномастный жителей ларца царил мир и взаимоуважение. Чтобы жили лебеди, и от белых стай мир добрее стал. Чтобы пчёлка не вредила сама себе: ужалит, к примеру, пуговицу разок и следом останется без жала. Чтобы девицы-красавицы не повыдёргивали друг дружке косы русые, выясняя, кто на свете всех милее, всех румяней и белее. Чтобы Боровец и Богатырь не мерились в тщеславном порыве своей силушкой.

В Сухиничах деревянный ларец пополнился деревянным же с коваными кольцами бочонком, под самую крышечку набитым соленьями. Оттого душа района оказалась в кадушке со снедью, что в веке девятнадцатом купеческий город служил перевалочным пунктом и местом бойкой торговли. Традиции ярморочные нашли отражение и в гербе Сухиничей: две бочки и весы олицетворяют историческую суть этого уголка Калужской области.


Из Сухиничей странствующий ларчик отправился в соседний район – Козельский. Здесь в практически матриархальное царство прислан был воин-освободитель, точь-в-точь такой же, что на площади Героев-козельчан, только миниатюрный. Однако ж мал да удал: шлем, латы и добрый меч имеются у него.

Прибыло в полку ратном! Со времён Руси известно подлинное бесстрашие местных жителей перед лицом ворога. В 1238 году ордынцы под предводительством хана Батыя семь недель осаждали «злой город» Козельск – столицу удельного княжества в составе Черниговской земли. Около двадцати летописных описаний посвящено подвигу козельчан, не сдавшихся живыми под натиском монголо-татарского ига.

В нашем же ларце – мир и процветание, и потому едем дальше с дружеским визитом в Барятинский район. Там уже, что называется, на чемоданах дожидалась посадки кукла Родничка. Она, как истинная барышня, встречает визитёром с букетом, но не типичным цветочным, а составленным из льняных головок. В путешествие Родничка взяла водичку ключевую в этнотаре – глиняном кувшинчике. Мало ли, замучает жажда после сухиничских бочковых солений! А такой хрустальной воды, как в барятинских родниках, редко где удастся попить.

Выращивать лён приспособились давненько и жители Юхновского района. Льнушка-красавица, от макушечки до пяток созданная из растительной основы, чтоб не затеряться среди товарок по ларцу, поприметнее быть, приданное взяла на всякий случай – рушник вышитый.

Но не одна Льнушка смекалистая: и в Ульяновском районе, куда ларец прибыл из Юхнова, есть барышни, что крепки умом. Кукла Ульянушка в вышитом сарафане принесла с собой посуду керамическую. На тарелочку пошла самая лучшая глина, которой близ посёлка столько, что на весь регион хватит!

А сударыня по имени Тарусяночка настолько хороша собой в наряде с кумачовой вышивкой, что сразу с универсальным ключом к сердцам всех собравшихся в ларце прибыла. Цветной перевитью известна Тарусская фабрика художественной вышивки. Артель вышивальщиц с декабря 1924 года возрождает местные орнаменты и прославляет город на извилистом берегу Оки далеко за рубежом не только Калужской области, но и всей России.

Если Тарусский район знаменит народным промыслом, то Обнинск принято считать колыбелью науки. Ещё бы: здесь запущена в 1954 году первая в мире атомная электростанция! Такой он – первый наукоград страны!. Кажется, здесь даже питомцы наделены разумом вполне себе человеческим. Да и большой семье, собравшейся в ларце, очень уж не хватает домашнего любимца.

Надо, надо срочно котика, чтоб чесать ему за ушком и слушать рулады!

Пораскинув мозгами, обнинцы таки решили сложную задачку: угодили всем представителям районов разом, создали нетривиальный символ и подчеркнули имидж города, славного людьми с высоким уровнем IQ.

Загадочное мурчание раздалось в ларце, послышались вздохи умиления: «Кто это у нас такой сладкий пирожочек?» Кот учёный пожаловал и гранит науки с собой принёс на случай, если вдруг чего погрызть захочется в дороге.

Благо, что ехать осталось недолго – до Жуковского района, а там и в областной центр – в Калугу-матушку!

В конце ноября круг замкнётся. Ларец, сделав за 9 месяцев 26 привалов в знаковых местах региона, напитавшись силою многодушия, вернётся к своим пенатам, в Дом народного творчества и кино «Центральный» в городе Калуга. А пока вояж продолжается. Последнее слово за вами, Жуков!

Текст Анны Гуськовой.

Фото -  Дом народного творчества и кино «Центральный» г. Калуги.

Тэги
Поделитесь статьей