Альтернативная история Кубани эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 2)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Альтернативная история Кубани

Если есть на свете рай – то это Краснодарский край. Бодрая реклама для туристической мекки России стремительно привлекает население страны в свои объятья.

За последние годы количество внутренних мигрантов из Центральных областей страны и Сибири побило все рекорды. Однако в этих миграциях нет ничего нового. История моего региона – и есть история миграций. Пограничная территория Северо-Западного Кавказа лежит на стыке цивилизаций, стран, экономик и империй. Её этническое лицо формировалась из потока множественных миграций самых разных народов. Эти миграции и сформировали пеструю картину населения Кубани. Так сегодня предпочитают именовать весь Северо-Западный Кавказ, а не только степную долину вдоль великой реки.  

ПУНКТ РАЗДОРА

Несмотря на всё многообразие культур и явную симпатию властей к казачеству, регион наш  относительно спокойный и дружный. Межнациональное согласие здесь вырабатывалось в последние полтора века и имеет сильные традиции. Но есть проблемы, которые людей тревожат.

Одна из них - заложенная еще в 1990-е годы смысловая бомба в Устав Краснодарского края. Это пункт 1 статьи 2 Устава, который гласит: 

"Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края".

В отличие от национальных республик, ни один субъект федерации пока не решился включить такую формулировку в свой Устав, хотя, например, соседние Вологодская или Воронежская области тоже вполне имеют на это право. 

Бесспорно, Краснодарский край историческая территория формирования кубанского казачества, которое именно здесь обрело в начале-середине 19-го века свой окончательный вид и было уничтожено во время Гражданской войны и репрессий.

Конечно, нынешнее возрожденное официальное казачество зачастую имеет мало общего с реальным историческим прообразом, но это совсем другая тема.

Точно также, фраза про "большинство населения края", не вызывает сомнений. Русские и правда составляют большинство населения края. С 1870-х годов точно.

А вот пассаж про "исконное место проживания русского народа" удивляет. Начать хотя бы с определения слова "исконный", которое в большинстве толковых словарей означает "существующий искони, издревле, изначальный, коренной". То есть Устав предлагает считать русское население края, которое появилось здесь не ранее 1860-х годов, когда край был открыт для миграций – коренным, а Краснодарский край родиной русского народа. 

Даже если мы зачислим в русское население казачество, выйдет, что ранее 1792 года мы спуститься в прошлое не можем. Про некрасовских казаков, которые после подавления Булавинского восстания, ушли с Дона в сентябре 1708 года и более 240 лет жили на территории Османской империи, приняв подданство султана, и говорить нечего.

Но даже, если мы предположим, что срок в 150-200 лет позволяет засчитать население в коренные древние жители, возникает разумный вопрос: а почему же тогда коренными не стали по Уставу армяне и греки, молдаване и чехи, поляки и немцы, евреи и эстонцы, татары и грузины, которые поселились в крае в те же годы, что и русские?

Но больше всех эта формулировка смущает черкесов и абазин, представителей автохтонного населения Северо-Западного Кавказа, чьи корни в этом крае уходят в глубину веков. Уж кто-кто, а они более всех заслуживают быть указанными в этой статье, пусть даже их немного, по отношению к русскому большинству. 

Альтернативная история Кубани

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Но как говориться "критикуешь – предлагай!". И тут все просто. Историческая и национальная справедливость, а с ней и долгосрочная гармония в Краснодарском крае, могут проявить себя при условии грамотной переформулировки этого пункта Устава.

Вполне логичным было бы указать, что Краснодарский край является "местом проживания многонационального народа Российской федерации, представленного множеством культур и религий", либо "местом проживания множества различных культур и религий".

В конце концов, такое разнообразие – достойный повод для гордости и отличный способ развития туристическом бренда региона.

Поймут ли местные власти, что такой подход, в отличие от нынешнего маниакального оказачивания, наиболее приемлемый для гармоничного развития края? Или в этом случае тоже придется обращаться в Конституционный суд за разъяснением? Впереди 2022 год, который объявлен в Российской Федерации годом народного искусства и культурного наследия. Хотелось бы увидеть Краснодарский край в этом году во всей своей многонациональной и многоконфессиональной красе, а не только искусственно сконструированным проектом на тему казачьей мифологии.

Альтернативная история Кубани

В рубрике ИМХО публикуются мнения, которые могут не совпадать с позицией редакции.

Тэги
Поделитесь статьей