Знахарю заплатите едою и чаркой

22 января 2020

Знахарю заплатите едою и чаркой

"Потусторонний" мир в жизни присутствует наравне с реальным. Это весьма убедительно демонстрирует  народный фольклор. Любая сказка основана на противостоянии сил добра и зла. И "служителей" хватает с обеих сторон. В этом лесу таинственности легко заблудиться и некоторые персонажи способны нас дезориентировать: ведь порой под грозной корягой живет добрый грибок-боровичок… 

…В ту пору, когда жила-была принцесса на горошине (то есть еще при царе Горохе), носителями магической силы считались волхвы ("волхв" – от праславянского глагола, означающего "неясно говорить)" и жрецы. Они слыли обладателями тайных знаний и способностью предвидеть будущее. После крещения Руси волхование отнесли к "запретному плоду".

Замена язычества на христианство не отменила "наличия" нечистой силы, а только одарила новыми способами для борьбы с ней. И тут сработал закон сообщающихся сосудов: на замену волхвам пришли знахари. Они знали свойства даров природы для исцеления от недугов. Также их называли травниками...

Их "реноме" отличается чистотой методов: принято считать, что в отличие от колдунов и ведьм у них нет связи с нечистой силой. В арсенале знахарей – заговоры, молитвы, магические средства (святая вода, освященная верба) и элементы народной медицины.

За сеансы исцеления они брали плату. В зависимости от возможности "больного", можно было отблагодарить едой, чаркой водки или деньгами.

В роскоши знахари не жили.

Во времена, когда врача надо было искать, как иголку в стоге сена, люди сплошь и рядом прибегали к услугам знахарей. И те справлялись со своим делом весьма успешно. 

Знахарю заплатите едою и чаркой

Знахарство передавалось по наследству от старшего к младшему. Свои знания они хранили в секрете от посторонних. Заговоры чужим людям не рассказывали и читали их шепотом, откуда и пошло еще одно их название - "шептуны".

Умереть, не передав умения, считалось у знахарей большим грехом.

Своих последователей они выбирали среди родственников и готовили заранее. Разумеется, с полным циклом обучения в этой поистине МАГистратуре знаний… 

Баба-не-Яга

Кто ж не знает о сказочной "скрепе", на которой основано великое множество  русских сказок – Бабе Яге! Письменное упоминание о ней, кстати говоря, сделал в 1588 году английский путешественник Джильс Флетчер в книге "О государстве русском". Он читал о поклонениях кумиру "золотой или яге-бабе". Но оказавшись в Пермском крае, обнаружил, что это "пустая басня".

Крупнейший специалист в области теории и истории русского фольклора Владимир Яковлевич Пропп (1895 – 1970 гг.) выделял  три "вида" Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет), похитительница детей и воительница, с которой надо было сражаться "не на жизнь, а на смерть", в результате чего герой сказки обретал новый опыт. По большому счету, ключом к благоволению является исполнение ее желаний, что потом положительно сказывается на ситуации. 

Знахарю заплатите едою и чаркой

Образ Бабы Яги всегда ассоциируется с глубоким пенсионным возрастом и наличием множества хворей. А вот со словом "ведьма" произошла своего рода лингвистическая реверберация, эхо которой изменило изначальный смысл.

 На старославянском языке это слово обозначало "ведающая мать", то есть знающая.

У древних славян не каждая-то женщина была достойна называться ведьмой! Ими становились те, кто был посвящен в тайные знания и знал магические ритуалы.

Следуя этой логике, ведьмой можно называть и бабку-повитуху, и гадалку. Они владели искусством различных заклинаний и заговоров. Начиная от постройки дома и заканчивая свадьбами, большинство событий в жизни славян сопровождалось присутствием Ведающих Матерей или Ведунов, которые дарили свою силу и помогали вызвать нужные силы природы для созидания, а не разрушения.

Чтобы женщина могла именоваться ведьмой, она должна была обязательно иметь семью и обладать 64-мя (!) качествами: от умения угадывать и опережать желания мужа до способности управлять его ревностью!

Однако ураган гонений на ведьм, пронесшийся в средние века, поставил крест на этом сословии, припечатав ему клеймо позора. В седьмом фонде Государственного архива есть секретные документы, раскрывающие тайны загадочных историй о ведьмах. Первое свидетельство о борьбе с колдовством датировано 1654 годом. В том году царь всея Руси Алексей Михайлович "Тишайший" издал первый указ, исходя из которого люди, наделенные государственной властью, могли наказывать поселян, занимающихся бесовщиной.

Но никаким указом мистику не вытеснить из реальности. Духи не спят и…не умирают! И свидетельств этому – уйма. Одно из них находится на краснодарском Всесвятском кладбище, на котором упокоена Марфа Абрамовна Турищева. Это целый могильный комплекс с надгробием в виде колонны с капителью, каменной лавкой, ступенями и каменным крыльцом. Сам памятник спроектировал ее сын, архитектор Василий Турищев, построивший много зданий на Кубани. В конце XIX века эта богатая екатеринодарка была известна как медиум и занималась спиритизмом. В памяти краснодарцев она сохранилась как самая известная колдунья Екатеринодара. На черной мраморной табличке значится только дата смерти – 12 марта 1912 г. А внизу кем-то и когда-то нацарапанные надписи: "Я вернулась", "Она жива!"

Конь-ветер 

Традиционным верованием для народов Сибири испокон веков был шаманизм. Эта ранняя форма религии практикуется у народов Сибири и Дальнего Востока в Хакасии, Туве, Бурятии, на Алтае.

Главным ритуалом для шамана является камлание – обряд, на котором шаман исполняет священную мелодию посредством бубна. Этот инструмент – основа камлания. Бубен шамана еще называют "конь-ветер" и сами шаманы говорят, что его надо холить и лелеять, как любимое живое существо…

Знахарю заплатите едою и чаркой

Камлание помогает проникать в мир духов и просить их о помощи. Часто такой ритуал проводят для излечения больного. Известны факты, когда это магическое действо помогало справиться с такими хворями, перед которыми официальная медицина была бессильна. Согласно идеологии шаманизма, болезни и неприятности на человека насылают злые духи, и обычные люди не в силах бороться с ними. Тогда на помощь и приходит шаман, у которого имеются помощники и покровитель – Аями. (А какой покровитель у медицины?)

Центр современного шаманизма – Тува. Там существуют три официальных объединения шаманов: "Дунгур", "Тос-Дээр" и "Адыг-Ээрен". Тувинских шаманов возглавляет президент Монгуш Кенин-Лопсана. А самый известный российский шаман – член-корреспондент Российской академии народной медицины, целитель и мастер горлового пения тувинец Николай Ооржак.

Расплата

Вот кого полностью причислили к подданным злой силы, так это колдунов. Они стали олицетворением всего, по поводу чего нужно трижды сплевывать через левое плечо (по народным поверьям, именно там обитает черт, а ангел-хранитель - за правым плечом)!

Так уж сложилось, что эти служители магии только для того и созданы, чтобы вредить людям, насылать болезни, губить урожай, портить отношения между соседями и домочадцами, превращать людей в животных.

Оправдание только одно – вредят колдуны помимо своей воли, поскольку в них вселился демон.

Однако факты говорят, что и бес бесу – рознь. Свидетельства о существовании колдунов на Руси можно найти в древних летописях. В частности, в них есть факты восстания языческих жрецов против первых христиан. Эти столкновения произошли в Новгороде, Костроме и Владимире… Поверья сохранили версию о том, что колдуны, желая переманить на свою сторону больше народа, лечили умалишенных, "изгоняя" из них бесов.

Жива легенда о схватке половецких (кыпчакских) ведьм и полоцких колдунов в XI веке. Половцы силой заклинаний заставляли восстать мертвецов, которые в течение нескольких суток скакали на невидимых конях, вселяя страх и ужас в сердца русских людей.

Но полоцкие колдуны дали такой сокрушительный бой, что половецкие ведьмы испарились и с тех пор никогда больше не появлялись на русской земле…

Колдовство – одна из самых востребованных тем в мировой литературе и кинематографе. Последний пример – сериал "Ведьмак", песня из которого "Ведьмаку заплатите чеканной монетой", стала популярным мемом. В оригинальном тексте песни  "Toss A Coin To Your Witcher" никаких "чеканных монет" нет, есть просто монета. "Чеканные" появились только в русском переводе для сохранения размера стихов Лютика и поэтому больше подходят для попрошайки, нежели для колдуна.

Разумеется, что цена есть всему. Людей, которые умеют работать с энергетикой,  можно сравнить с аккумулятором, который разряжается.

И процесс очищения загрязненной души тоже предполагает оплату. А вот какую – тут уж кто сколько может себе позволить. Это же не такса в такси…  

   

Материалы по теме

Наверх

Поделится

Facebook Twitter Google Pinterest Text Email