Как позвонить в могилу и зачем портить вещи умерших

22 августа 2019

Как позвонить в могилу и зачем портить вещи умерших

Мир мертвых всегда интересовал живых. У представителей разных этносов есть свои сложившиеся за века традиции, которые регулировали взаимодействие с миром усопших, устанавливали правила поведения и общения с мертвыми. Как российские народы превращали дух умершего в покровителя и зачем плясали на кладбище — в материале "НацАкцента". 

● Некоторые народы считают, что человек не сразу замечает собственную смерть: сперва он умирает, а после его дух приучают к мысли о случившемся. Например, в Тотемском районе Вологодской области именно такой концепцией объясняют закрытие зеркал в доме после чьей-то смерти: считается, что душа может испугаться, не увидев свое отражение.

● Якуты запирали духов умерших в специальном вместилище тюктюйэ, которое хранили в почетном углу юрты и время от времени "кормили", окуривая дымом горящего масла или жира. В результате усопший становился семейно-родовым духом-покровителем.

Тюктюйэ, фото: Якутский музей им. Ярославского

● У белорусов барвинок и папоротник символизировали вечность и бессмертие и помогали покойному правильно перейти в загробный мир. Усопшего и его ложе окуривали засушенными травами "зёлками", чтобы предотвратить негативное влияние со стороны потусторонних сил. 

● У лояницких и северных карелов-людиков есть тип похоронной церемонии, который заключается в веселении умершего: все ночные бдения и шествие на кладбище сопровождаются веселыми песнями и плясками. Некоторые специалисты считают, что эта традиция была позаимствована вепсами у индоевропейских народов во время балтских контактов, модифицирована и потом распространена среди южных карелов. Если исследователи правы, то веселые похороны — это древний вепсский культурный субстрат в людиковской похоронной обрядности.

● Дагестанские народы издревле в причитаниях при оплакивании покойника передавали ранее умершим приветствия, вести и просьбы. Следы этих доисламских верований можно найти и сейчас, несмотря на то, что традиционную религию заменил ислам.

● Коми-ижемцы считали птиц проводниками между мирами мертвых и живых. Птичье пение считалось вещим звуком, которое могли расценить как знак скорой смерти — как и нетипичное поведение пернатых. В облике птицы покойный мог навещать свою семью.

Свиристель

● У кочевников-эвенков строго запрещено останавливаться на местах старых стоянок, брать что-то из старых лабазов, захоронений и стойбищ — потому что тут духи умерших людей проявляются чаще всего. Они зовут, свистят, просят, требуют свои вещи. Духи могут садиться на нарты кочевников, ехать следом, тушить свечи и перекладывать предметы, кипятить чайник и преграждать дорогу. В целом духи не вредоносны и предупреждают о грядущем, но лучше их не тревожить и в контакт с ними не вступать.

● У уйльта есть "телефон" для связи с миром мертвых: шест, который устанавливается над захоронением. К нему привязывают веревку, другой конец которой кладется в могилу.

● Старообрядцы Усть-Коксинского района Алтая верят, что нельзя носить украшения: иначе после смерти, на том свете, в ушах буду лягушки висеть и змеи по шее виться. Если кремами мазаться — на том свете смрад будут на покойного лить, а у курильщиков из ноздрей табак будут клочками вытаскивать.

● Они же считают, что заготовленный для покойника гроб не должен стоять пустым: туда засыпают пшеницу до момента, как придет время укладывать в гроб усопшего.

● У северных хантов Ямала имя человека после его смерти — табу. Его нельзя произносить, чтобы не тревожить покойника и не давать ему вернуться в мир живых.

● До начала XX века ханты практиковали воздушное погребение. Умерших младенцев хоронили в дуплах деревьев, а в поселениях на реке Сыне могли даже повесить колыбель с мертвым ребенком на дерево. Дерево для хантов — особая переходная граница между Средним и Верхним миром, а поднятие ребенка от земли наверх объясняется желанием оградить еще невинную душу от Нижнего темного мира.

лес

● Некоторые народы (например, ханты) портят вещи покойного перед тем, как положить их ему в гроб. Это связано с верованиями, что мир мертвых — зеркальное отображение мира живых, там все наоборот.

● После выноса покойника из дома, место, где лежало тело, ханты накрывали шкурой убитого животного, сверху клали точильный камень или нагретый кремень, а на порог — топор или нож острием наружу. Таким образом они закрывали путь в Нижний мир и не давали душе умершего появиться в доме.

● Один из популярных сюжетов взаимодействия живых и мертвых в русских сказках — "благодарный мертвец". Человек хоронит умершего, за что получает помощь от мертвеца. Иногда усопшие становятся антагонистами: если герой без спросу берет принадлежавшую умершему вещь или если человек умирает, не успев завершить "некую программу", особенно часто связанную с браком и супружеством. В сказочной прозе герой обычно спасается, в несказочной его смерть неизбежна.

При написании использовались материалы XIII конгресса антропологов и этнологов России и книги "Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре". 

Материалы по теме

Наверх

Поделится

Facebook Twitter Google Pinterest Text Email