Кочевники всех стран, объединяйтесь
Попробовать на вкус оленину, насладиться традиционными танцами кочевников и узнать об их культуре можно на выставке «Кочевники Арктики: искусство движения» в петербургской Кунсткамере.
Время кочует по пространству
Переплетение науки и искусства – тот ключ, который позволяет правильно осознать кочевую традицию. Ничем не заменимое состояние услады движения, которое так ярко выражается в культуре кочевых народов, представлено в круговом зале Кунсткамеры. По окружности расставлена атрибутика, на потолок натянут экран. Время и пространство едины в этой тундре – они отражают круговое движение кочевых племён.

Поднимешь голову – закружишься в оленьем танце, пройдёшь по внутреннему кругу – познакомишься с предметами быта, одежды, орудиями трёх народов (ненцев, саамов и чукчей), пробежишься по внешнему – научишься ставить чум и не только. В окружении живых фотографий и дизайнерских рисунков, несмотря на их статику, ощущается динамика. Это чувство дополняют танцевальные выступления студентов Института народов севера. Яркие национальные костюмы с круглыми узорами, обозначающими солнце, раскатистые удары в бубен, пение, эхом пролетающее по всему залу – и добро пожаловать в культуру кочевников.
Осмотритесь и сформулируйте свои вопросы к этому образу жизни:
  1. Почему одежда кочевников украшена животным принтом и символами?

Для них важно, чтобы их вещь была живой, поэтому она должна быть анимирована – носики на каньгах (обуви с загнутым носом) имитируют носы животного, а перо, вшитое в колпак, символизирует полёт птицы.

2. Как кочевникам хватает тех запасов, что они берут с собой со стойбища на стойбище?

Их жизнь основана на принципах минимализма. Ненец забирает только то, что ему пригодится, не утяжелит ношу оленя и будет практично. Умелый оленевод берёт только одну верёвку, которой сможет и оленя сдержать, и словить рыбу.
3. Для них существует понятие «культуры»?


Разумеется. Женщина намеренно обшивает чум (основное жилище ненцев) мехом, вышивает символы соляра (солнца). Так она превращает натуру в культуру.

Вся жизнь –караван
и стойбище
Андрей Головнёв, директор Кунсткамеры, признаётся: «Первое, чему я научился – испытывать удовольствие от движения, а не переживать, когда же наконец-то мы доедем». У ненецких кочевников вся жизнь – это караван и стойбище, как пункты А и Б. В 5 утра они заселились в чум, а до 14.59 должны успеть его собрать и выдвинуться в новый путь, потому что день в тундре короткий. И так постоянно: стойбище преобразовывается в караван, лёгким движением рук в чуме спальня превращается в столовую. Становится понятным, почему в их мифологии даже покойники могут двигаться: слово «покой» в этом дискурсе неуместно, оно тоже обозначает динамичность.

Состояние движения связано с поразительным эмоциональным настроем. Если дети слышат хруст, скрип копыт и предвкушают отправление, они вскакивают и кричат от радости и нетерпения. Для них это праздник. Воодушевляются и женщины, несмотря на занятость в быту. Если вдруг ты забыл пуговицу, она немедленно найдёт тебе новую: у ненецкой хозяйки всё схвачено и посчитано.
Арктический дизайн, перепроизводство и лёгкость
Люди индустриальных технологий с помощью культуры кочевья познают новое искусство – так был открыт арктический дизайн, минималистичный и колоритный. Как нам делать новое искусство в арктическом стиле? Взять Go-pro, квадрокоптер, простую камеру и отправиться в тундру. Сочетанием разных съёмок, снабдив съёмку текстом, мы точно воспроизведём жизнь в движении, потому что заснимем стадо.
Судовождение и движение стада – это схожие по важности процессы. Если столкнуться судна, случится страшное. Также и со стадами – могут сбежать олени, возникнуть проблемы с соседями по тундре. Правильное ведение стада сохраняет в первую очередь тундру. В этом смысле ненцы совершили экономический скачок – олени не объедают лишние районы, оставляя траву для соседей, материалы не выкидываются, а перерабатываются. Этому стоит поучиться некоторым экономическим отраслям в нашей стране.
Лёгкость («яко не хаёда» на ненецком) – это то, что символизирует их движение. Если стадо встало, вкопалось в одно пастбище – оно тундру загрязнило. Движения, мобильности
и ненецкой лёгкости не хватает той же российской промышленности.

Круговые движения оленей
Свободнее тундры только тундра
Настя переехала в Петербург из Ямало-Ненецкого округа два года назад, но также подводит глаза угольно-чёрным каялом – сохраняет северный шик.

– Вблизи нашего стойбища был посёлок, там мы учились в школе и только на каникулы уезжали домой, в тундру. Язык у нас ненецкий, с ударением на первую «е», мы сами себя так называем и говорим правильно. Так, как принято у вас, неверно, потому что ненец – это человек, отсюда и ударение и название округа.


Традиционные блюда за нашим столом – это оленина и рыба, хотя на охоту сами мы никогда не ходим, женщин не пускают. Мы занимаемся уборкой, готовкой, украшением чума, шитьём. В моей семье 12 детей, я по счёту шестая. Когда женщина рожает, её везут заранее в больницу, хотя раньше это было не так. Теперь за каждым регионом закреплена бригада скорой помощи, а своих врачей у нас нет.
Есть плюс – дети помогают с раннего возраста, с шитьём, например. Мать специально нажиунит – нанесёт небрежные швы на кусок ткани, а ребёнок прошьёт уже более мелкими. Так маленькие учатся. Сейчас многие девушки уезжают в посёлки, в большие города, любопытство к большому миру, но из тех, кого я знаю, вернуться в тундру хотят все. Я тоже планирую, потому что здесь учусь на педагога, а там собираюсь преподавать в сельской школе. Хотя здесь всё-таки чувствуешь себя свободнее, несмотря на то, что там тундра и бескрайний простор. Я привыкла, здесь хорошо, но домой, в племя, нужно.
Текстом не передать дух кочевья, его пространство, время и само движение. В конце концов, зачем объяснять, что такое торбоса, каньги и наглазник, если это можно увидеть? Посетить выставку можно в Кунсткамере до середины июля.

Текст: Карина Магомедшафиева, Татьяна Кропотова
Фото: Татьяна Кропотова

Школа межэтнической журналистики в Петербурге
Made on
Tilda