Земля горит эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Земля горит

Сентябрь буквально выстрелил новостями о конфликтах на Северном Кавказе. Протесты из-за конного похода в Кабардино-Балкарии, выступления из-за границы между Ингушетией и Чечней, акции в Северной Осетии из-за планов развития Пригородного района. На первый взгляд складывается впечатление, как будто в округе внезапно создалась напряженная обстановка. Однако всем этим конфликтам уже не один десяток лет, и связанные с ними протесты происходят не в первый раз. "НацАкцент" разобрался, какие точки могут в любой момент стать горячими, и кто должен взяться за решение застарелых проблем.

Пригородный район, Северная Осетия

Ингушский мемориал погибшим в конфликтеПригородный район — предмет давних территориальных споров между осетинами и ингушами. До 1944 года район входил в состав Чечено-Ингушской АССР, однако после ее упразднения был включен в состав Северной Осетии. В 1992 году борьба за него переросла в осетино-ингушский вооруженный конфликт. В результате по официальным данным погибло 608 человек, 939 были ранены, еще 261 пропали без вести. До сих пор в Пригородном районе происходят столкновения между ингушами и осетинами, формально по бытовым поводам, но возникшие на фоне напряженных отношений между двумя народами.

В 2018 году власти Северной Осетии сделали шаг к разрешению конфликтной ситуации. В одном из разделов "Стратегии социально-экономического развития до 2030 года" предлагается сотрудничество двух республик в Пригородном районе: упрощение пропускного режима, формирование единой системы туристических маршрутов.

Первоочередной задачей называется создание "единого центра принятия политических решений". Этот пункт вызвал широкое обсуждение в социальных сетях и выступления молодежи, опасающейся, что Пригородный район передадут Ингушетии.

Сунженский район, Ингушетия, Чечня

Споры о принадлежности Сунженского района продолжаются с 1992 года. Тогда, после распада Чечено-Ингушской автономной республики, граница между Чечней и Ингушетией не была официально установлена. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что исторически Сунженский район и "значительные территории" Малгобекского района "являются частью Чечни". В январе 2013 года он подписал закон, по которому ряд населенных пунктов Сунженского района Ингушетии переходит под юрисдикцию Чечни.

В конце августа 2018 года ингушские активисты сообщили о дорожных работах и попытке установить пост ДПС МВД по Чечне в Сунженском районе Ингушетии недалеко от границы между республиками. 26 сентября стало известно что главы Чечни и Ингушетии подписали соглашение о закреплении границы между республиками.

Согласно документу, регионы обменялись нежилыми территориями: Ингушетия отдала Чечне часть Сунженского района и получила взамен равную площадь в Надтеречном районе. Поскольку об обмене не сообщалось заранее, в день подписания в Ингушетии прошли массовые протесты. Жители республики выступили против передачи ингушских земель Чечне.

Кенделен, Кабардино-Балкария

КенделенКонфликт в балкарском селе Кенделен прозвучал на всю страну в сентябре 2018 года из-за столкновений между балкарцами, кабардинцами и силовиками. 10 лет назад, в 2008 году, местные жители воспрепятствовали проходу через село конной группы кабардинцев, отмечавших 300-летие победы черкесов в Канжальской битве. Помня об инциденте на этот раз участники памятной акции поехали в обход села. Однако поддерживающие их активисты вошли в Кенделен и потребовали, чтобы всадников пропустили на обратном пути.

Дискуссия довольно скоро переросла в стычку, несмотря на присутствие в селе сотрудников Росгвардии. Акции протеста продолжились в Нальчике. Столкновения между активистами и силовиками произошли также недалеко от города на Баксанском посту. Тогда было задержано около 40 человек.

Жители Кенделена не пропускают кабардинцев через свою территорию, поскольку считают, что Канжальской битвы не было. Балкарцы опасаются, что акция приведет к посягательству на земли, которые они считают исконно своими.

Хотя местные власти утверждают, что столкновения были спровоцированы извне, Кенделен — не единственное балкарское поселение, где подспудно тлеет конфликт. Вернувшиеся из депортации балкарцы лишились своих сел, которые вошли в состав города Нальчик. Балкарские организации не раз поднимали вопрос о воссоздании системы "балкарских" районов, которая существовала на момент депортации народа в марте 1944 года.

Караман, Дагестан

Местность Караман частично входит в состав Махачкалы, частично относится к Кумторкалинскому району Дагестана. На эту землю претендуют лакцы из Новолакского района, а также жители кумыкских селений Тарки, Кяхулай и Альбурикент. 150 лет назад Караман принадлежал Тарковскому шамхальству — кумыкскому государству, позже земли купила Российская империя. В советское время Караман стал частью одного из колхозов, сформированных из населения кумыкских поселков.

После депортации чеченцев в 1944 году в их села на границе Дагестана и Чечни переселили кумыков из селений Тарки, Кяхулай и Альбурикент, а также лакцев и аварцев. Часть земель Карамана вошла в состав Махачкалы, часть использовалась для отгонного животноводства горных районов. Оставшиеся земли распределили между предприятиями, организациями и учебными заведениями, а позже стали продавать частным лицам. 

После реабилитации депортированных народов в 1957 году чеченцы стали возвращаться. Живущие в их селах кумыки решили вернуться в Караман, однако их дома уже были заняты, их права на земельные участки так и не были восстановлены.

Более того, лакцев из чеченских сел решили также переселить на эти земли. Процесс переселения жителей Новолакского района продолжается до сих пор. Пока переехали полностью только четыре небольших села и частично еще шесть сел.

В 2013 году в Карамане прошли выступления кумыкских переселенцев, недовольных распределением земельных участков между ними и лакцами. Начались массовые беспорядки, в которых участвовали около 700 человек. В результате пострадали несколько человек, в том числе четыре сотрудника полиции. В 2014 году столкновения повторились. Кумыкские организации периодически проводят акции протеста. Сейчас конфликт не находится в острой стадии, однако проблема по-прежнему не решена.

Казбековский район, Дагестан

В этом районе вернувшиеся из депортации чеченцы-аккинцы столкнулись с тем, что переселенные сюда аварцы категорически не желали возвращать занятые ими села Ленинаул и Калининаул. В 1991 году чеченцы-аккинцы потребовали восстановить их исконный Ауховский район, земли которого поделили между Казбековским и Новолакским районами, и приостановить выделение земель до разрешения спорных вопросов. После введения чрезвычайного положения возникла угроза вооруженного конфликта между чеченцами и аварцами. С помощью посредников был урегулирован вопрос о возвращении аккинцев в заброшенные дома и обещано ускорить передачу свободных участков.

В 2007 году в вооруженном столкновении с участием нескольких тысяч человек  в Калининауле были ранены восемь человек. В 2017 году в Ленинауле произошел крупный конфликт между группами аварцев и чеченцев.

Около 500 автомобилей прибыло в район для поддержки чеченцев, однако приезжих остановили на контрольно-пропускном пункте. К месту происшествия были стянуты силы ОМОН и СОБР, кроме того из Чечни приехала спецтехника.

Сейчас чеченцы и аварцы в этих селах живут параллельной жизнью. Дети учатся вместе, но взрослые ходят в разные мечети, не отмечают праздники совместно. Из-за напряжения любой бытовой конфликт может вылиться в беспорядки.

Ногайский район, Дагестан

Большая часть района относится к так называемым землям отгонного животноводства. В советское время горным хозяйствам Дагестана были выделены участки пастбищ на равнине. Для чабанов и их семей там строили сезонное жилье, со временем постройки разрослись и превратились в постоянные поселения. При этом официально они не зарегистрированы.

Массовых столкновений разных представителей разных народов в районе не происходило, однако ногайцы регулярно проводят народные сходы и акции протеста.

Они требуют отменить закон 1996 года о статусе земель отгонного животноводства, провести инвентаризацию и аудит этих земель и всех возникших на них поселений. Для этого они предлагают провести референдум. В сентябре 2018 года стало известно, что ногайцам в проведении референдума отказали

Конфликты, связанные с региональными законами об отгонных пастбищах, есть также в Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае.

Кто крайний

Интересно, что успокаивать и разъяснять ситуацию участникам недавних акций протестов в Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Северной Осетии вышли представители местных профильных национальных ведомств. Казалось бы, земельные отношения — не их сфера ответственности. Однако в случае конфликта представителей двух народов "по шапке" получат именно министерства по национальной политике.

Первоочередная инициатива в решении земельных проблем должна исходить от муниципальных и региональных властей, уверен глава Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

"Они должны внимательно на эти вещи смотреть, встречаться с людьми. И не от конфликта к конфликту, а ежедневно этим заниматься. Не надо ждать когда еще раз выстрелит", — заметил он в беседе с "НацАкцентом".

По его словам, в Комитете готовы помогать субъектам в решении этих вопросов совместно с Федеральным агентством по делам национальностей и Министерством по Северному Кавказу. 

Тэги
Поделитесь статьей