Специальный репортаж
Днесь Христово Рождество…
Православные Коми встретили главный праздник
Более 75% жителей Российской Федерации причисляют себя к православным. Эту мировую религию исповедуют русские, украинцы, чуваши, мордва, удмурты, белорусы, якуты, коми, осетины, македонцы, греки, молдаване, грузины и другие народы нашей страны. О том, как один из главных религиозных праздников - Рождество Христово - встретил православный Сыктывкар, - в репортаже Полины Романовой.
Авраам родил Исаака
Готовиться к Рождеству, одному из двух самых главных христианских праздников, в Коми, как и во всем православном мире, начали за неделю до его наступления. А еще точнее – за шесть недель – с 28 ноября, когда наступил Филиппов, или Рождественский, пост.
Но именно в последний день года, на воскресной литургии, началась непосредственная подготовка, недаром период с 31 декабря по 6 января так и называется - «Неделя перед Рождеством». Во время Евангельского чтения звучит отрывок из Нового завета – тот самый, где перечисляются четыре десятка труднопроизносимых и уже не употребляемых в наши дни имен… «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…». Священник тоже человек, и он прекрасно видит, что кто-то из прихожан борется с зевотой, дети запросились на ручки, а бабушки начали дремать. Поэтому архимандрит Филипп Филиппов, настоятель Свято-Казанского храма в Сыктывкаре, где традиционно на воскресной службе собирается несколько сотен прихожан, после чтения Евангелия терпеливо объясняет, зачем в этот день читается длинный список.

Священник тоже человек, и он прекрасно видит, что кто-то из прихожан борется с зевотой, дети запросились на ручки, а бабушки начали дремать.
Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, зафиксированное в Новом завете, является ничем иным, как документальным подтверждением вполне реального чуда рождения реальной личности, Богочеловека, от земной девушки Марии, воспитанной в храме и переданной для дальнейшего наставления в семью плотника Иосифа. Именно поэтому, в память о предках Спасителя, и каждый человек, независимо от национальности, должен помнить как минимум семь колен своих предков. Предков Иисуса Христа мы помним до сорокового колена, ну, а своих – надо хотя бы до седьмого, хотя на поверку оказывается, что помним, в лучшем случае, до третьего. Именно поэтому та самая ячейка общества называется «семьей» - не от «семеро по лавкам», а от семи поколений, которые все – «я», отражение меня, как «я» – продолжение их.
Вот об этом долго говорит отец Филипп – дольше, чем читался список незнакомых имен, которые, на поверку, оказываются нашими дальними-дальними родственниками.

Свято-Казанский храм в Сыктывкаре.
В бедных яслях Вифлеемских
Свято-Казанский храм в местечке Кочпон, где служит настоятелем кандидат медицинских наук, эндокринолог в миру отец Филипп, - один из самых любимых сыктывкарцами. Он не закрывался даже во времена самых лютых гонений на христианство в годы советской власти.
В вертепах по всему городу, построенных еще до нового года, сегодня с утра толпились сыктывкарцы: родители приводили детей, которым ночью положено спать, приходили те, кто еще считает себя не готовым к ночному стоянию. В Свято-Казанском храме есть собственная традиция, связанная с вертепами: только на его территории в специально для этого спрессованных сугробах вдоль дорожек можно соорудить индивидуальный - семейный или личный вертеп и поставить в нем свечку.

Поститься и бдить
И вот спустя неделю община снова собралась в храме. Самые «дисциплинированные» до этого старались ходить на службы как можно чаще, «недисциплинированным» мешали работа и мирские дела. Ученики воскресной школы вступили в жестокую стадию ежедневных репетиций рождественских представлений и по-стахановски работали над поделками для подарков и ярмарок.
Накануне, в рождественский сочельник, в храме впервые прозвучал Тропарь Рождества Христова, а на его середину вынесли большую свечу – символ той самой, что взошла над Вифлеемом, чтобы указать путь волхвам к яслям, где животные согревали своим дыханием младенца Христа с девой Марией.
К десяти часам субботнего вечера в храм подтянулись прихожане. Кто успел раньше, смог припарковать машину у ограды. Мест мало, а с вечера у храма появилось оцепление: ГИБДД и казачьи отряды показывают на места вдоль дороги за полкилометра от храма или на закоулки Кочпона – других мест для парковки уже нет. В десять в храм уже не пробиться – прихожане стоят, плотно сомкнув ряды. Два раза в год – на Пасху и в Рождество – тысячи сыктывкарцев приходят в храм ночью. И даже те, кто в течение года не жалует его своим посещением, этой ночью считает своим долгом прийти на службу. Ну, если не на службу, то хотя бы к вертепам или на чин елеопомазания. У каждого сыктывкарского храма свой вертеп: где-то побольше, где-то поменьше. Где-то надо нырять внутрь, низко пригибаясь, где-то вход широкий, и внутри могут поместиться несколько человек. Главное, что все они напоминают тот самый хлев с яслями, где 2018 лет назад появился на свет Спаситель мира.
Что касается поста, который закончился этой ночью, то он и есть главная подготовка к празднику. Говорят, что те, кто пост не держал – а в новогодние праздники это непросто – не могут почувствовать всю радость – сначала отречения во имя Господа, а потом обретения вечного спасения. Или надежды на него. Филиппов пост действительно не строгий: можно вкушать рыбу, а по определенным дням даже вино, но когда вокруг майонез, оливье, нарезки, напитки, он становится настоящим испытанием для православного. «Эх, ну почему у нас Рождество не 25 декабря, как у католиков и протестантов? - вздыхают некоторые новоначальные. Однако и в этом – следование двухтысячелетней традиции. И Русская православная церковь покуда не намерена переходить с юлианского на григорианский календарь, считая это нецелесообразным.
Самый строгий постный день - рождественский сочельник. "До первой звезды нельзя", - отвечают в этот день особо строго постящиеся на предложение пищи. И до этой первой звезды ничего не разрешалось есть, а после ее появления – вкушать только сочиво - блюдо из пшена и сухофруктов, поэтому и называется этот день сочельник.
Пост, как поясняют священнослужители, - это путь, ведущий нас к празднику. И когда остается всего несколько дней до самого события, человек замирает. Он старается отказаться от всего привычного - от вкусной пищи, развлечений, любимого сериала вечером - и готовится целиком и полностью, сосредотачивается, чтобы не упустить важный момент. Потому что если человек рассеян, то Рождество может промчаться мимо, и он даже не заметит.

Филиппов пост действительно не строгий: можно вкушать рыбу, а по определенным дням даже вино, но когда вокруг майонез, оливье, нарезки, напитки, пост становится настоящим испытанием для православного.
Четыре в одной
И вот все, кто хорошо подготовился, и даже те, кто не готовился вовсе, но считает себя причастным, пришли ночью в храм. Все чинно стоят, терпят духоту и тесноту, слушают песнопения и молитвы. Для кого-то это подвиг, для кого-то четырехчасовая служба пролетает как один миг. Тем более у нее есть свои стадии и стоять все четыре часа столбом прихожанам не приходится.
Ночная служба занимает много времени, поскольку, вопреки обыкновению, состоит из четырех частей: Великого Повечерия, Утрени, чтения Часов и собственно Божественной литургии, на которой таинство евхаристии (или Причащения Святых Христовых таин) стремятся совершить сотни верующих, подводя итог долгому посту и ожидания главного праздника - рождения Богочеловека.
С десяти в храме круговорот движения: твердо стоящие «островки» полуночников обтекают «просто заглянувшие». За ночь круговорот принес и вынес в Свято-Казанский более тысячи православных. Все стараются не пропустить елеопомазание, и у священника за час устает рука с кисточкой, которой он мажет лбы паствы. При этом поздравить надо каждого. «О, пропажа нашлась!» - с улыбкой говорит он чиновнику, давно не появлявшемуся на службе, и чиновник, как школьник, виновато бормочет: «Да я не пропал, работы просто много…».
Ночная рождественская служба – радость и испытание одновременно. В час, когда миряне готовятся ко сну или посапывают в кроватях, паства внимает монотонному чтению часов. Но вот на амвон вышел о.Филипп с большой папкой. В ней – рождественское послание Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. А это значит, что уже полночь и вот-вот начнется литургия. К этому времени Тропарь Рождества весь храм вместе с клиросом пропел уже более десяти раз и те, кто не знал слов, успели их выучить наизусть.
В двадцать минут первого ночи началась Рождественская литургия, венчающаяся таинством евхаристии - Причащением святых Христовых таин. Многие прихожане подготовились к таинству, поэтому очередь на исповедь к священникам, сменявшим друг друга, выстроилась еще по время повечерия.
Священнослужители этой ночью служили в белых праздничных одеждах, расписанных золотом. На прихожанках в большинстве также красовались светлые - в тон праздника - платки. Сама же служба напоминала Пасхальную: по благословению Патриарха во всех православных храмах в эту ночь богослужения совершались вплоть до "Отче наш" с открытыми вратами, чтобы прихожане могли видеть все торжественные приготовления в алтаре.
Завершилась служба, как и полагается в общине, общим исполнением Рождественских колядок и чаепитием.

«О, пропажа нашлась!» - с улыбкой говорит священник чиновнику, давно не появлявшемуся на службе, и чиновник, как школьник, виновато бормочет: «Да я не пропал, работы просто много…».
Маленький хлопчик сел на снопчик
В Сыктывкарской епархии Рождество Христово всегда было детским праздником. Седьмого января священнослужители, включая архиепископа Сыктывкарского и Коми-Зырянского Питирима, поздравляют воспитанников детских домов и интернатов.
А 8 января, начинается череда детских утренников в Доме Владыки. От дошкольников до подростков – за неделю в Белом зале побывают сотни маленьких сыктывкарцев. Все они получат от Владыки сладкие подарки. Но и сами придут не праздно поскакать вокруг елки: подготовка к утренникам и вечерам началась еще в прошлом году. И, в отличие от взрослых, рожденных в Советском Союзе, дети 21 века прекрасно знают колядки и умеют их исполнять, даже если в награду им не «светит» кулек конфет.
Кроме сладких, Владыка подготовил для маленьких христиан и духовный подарок: свои стихи и песни. В этом году впервые в Сыктывкаре пройдут два представления, полностью поставленные на произведениях архиерея.

Made on
Tilda