Вареники как символ любви эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 3.86
(Голосов: 7)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Вареники как символ любви

Жизнь в даргинских общинах издавна регулировалась адатами – нормами традиционного права, основанного на народных обычаях. Такое положение дел в том или ином виде сохраняются в Дагестане до сих пор. Особенно сильно адаты влияли на семейный и общественный уклад.

От общины к ячейке общества

Вплоть до начала XX века даргинские общины жили под контролем старшин, которые в свою очередь подчинялись мусульманским судьям - кади. Внутриобщинные проблемы обсуждались на специально созываемом сходе, участие в котором принимало всё старшее мужское население общины. При этом, гражданские и уголовные тяжбы, согласно адатам, находились в ведении "светских" судей, выбираемых из старшин. Семейные же и религиозные, наследственные вопросы решались кади в соответствии с нормами шариата.

В советские времена община перестала играть в жизни даргинцев определяющую роль.

На первый план вышли малые семьи - "хъизан" - в состав которых входили всего два поколения: родители и дети.

В некоторых случаях в состав малой семьи включались родственники по линии мужа: овдовевшая сестра, тётя или осиротевший племянник.

Патриархат как наследие предков

Создав собственную семью, молодые люди обзаводились своим отдельным хозяйством. Как правило, в течение полугода-года после свадьбы, наладив быт, они переезжали в новый дом. Замужние даргинки формально считались хозяйками своего приданого, но в то же время распоряжаться им имел право и муж. Молодая семья всегда была вправе рассчитывать на материальную помощь родственников, братьев и отцов, но и молодожёны, в свою очередь, обязаны были помогать родителям на работе в поле или по дому.

Даргинская семья традиционно была патриархальной. Авторитет главы молодой семьи поддерживался наставлениями отцов и дедов.

Женщины в семьях подчинялись принятым издавна правилам. Например, не имели права не только вступать в мужской разговор, но даже присутствовать при разговоре пришедших в гости мужчин.

В круг женских обязанностей входили хозяйственные работы в поле и на огороде (прополка, сбор урожая), уход за животными. На женских плечах лежали также заботы о воспитании малолетних детей, стирка, готовка, починка одежды и т. д. Традиции адата предписывали воспитывать детей в уважении к труду: к 13-ти годам девочки помогали матерям практически во всех хозяйственных делах.

Воспитанием мальчиков до 10-ти лет занимались тоже женщины, после чего подростков брали на поруки отцы и дедушки, которые учили их выпасу скота и ремесленным занятиям. Совершеннолетие для юношей-даргинцев наступало в 15 лет: в этом возрасте они не только были заняты на достаточно тяжёлых работах в поле или в селе, но и имели право носить оружие и вступать в брак.

Уголовное право также регулировалось адатами. Самой суровой мерой наказания для преступников у даргинцев считалось изгнание человека из общества и семьи: такая кара ложилась неизгладимым пятном позора на весь род.

Главное - подготовка

В не столь далеком прошлом большинство браков заключались по сговору. В этом случае будущую пару определяли родители. Родители жениха чаще всего отдавали предпочтение даргинке из своего села, по возможности даже из своего рода. При этом, представления о "хорошей невесте" в разных районах были свои. Так, в селении Сулевкент, известном гончарными традициями, отличной женой считалась девушка с широкой стопой: глину добывали и месили именно представительницы прекрасного пола.

А в Амузги предпочтения отдавались стройным, высоким и сильным невестам, поскольку в быту им приходилось помогать мужьям, вращая колесо для заточки ножей и клинков.

Юноше-даргинцу не воспрещалось самому присмотреть для себя жену. Правда, сообщать о выборе своим родителям напрямую считалось неприличным, поэтому информация передавалась через ближайших родственников или друзей.

Разрешение на свадьбу со стороны старших давалось только тогда, когда жених обустроит жилище для будущей семейной жизни: построит или купит отдельный дом.

Сватами, обговаривавшими детали будущей свадьбы, у даргинцев могли быть как мужчины, так и женщины. Невеста при сватовстве не присутствовала: завидев сватов на пороге дома, девушка уходила в дальнюю комнату и не выходила из неё до ухода гостей. Жених общаться со своей суженой после сватовства мог только в присутствии родственников или же её подруг.

Размер приданого определялся заранее. В его состав обязательно входила мебель, посуда, ковры, одеяла, постельное бельё, а иногда еще и домашний скот. О том, что приданое готово, семья жениха узнавала за несколько дней до свадьбы от "гонца": маленького мальчика из рода невесты. Принесший весть обязательно одаривался подарком, а приданное – еще до свадьбы забиралось в дом жениха. Родственники будущего мужа помимо калыма готовили для невесты дорогие подарки: одежду и драгоценности.

Свадебные платья даргинки шили себе из роскошной, вышитой золотом или серебром, разноцветной парчи. Образ дополняли украшения из драгоценных металлов: нагрудные подвески с самоцветами и жемчугом, специальный головной убор – чухта – с серебряной цепочкой, золотые перстни и особенные свадебные браслеты. Последние передавались из поколения в поколение и надевались каждой женщиной рода всего раз в жизни: на собственную свадьбу.

Гуляла вся деревня

Даргинская свадьба продолжалась не менее четырёх суток, причем, в бурное веселье вовлекались все жители села.

Вечером первого дня в дом невесты приходили родственники жениха с многочисленными подарками. Во главе процессии шла самая близкая парню родственница - мать или сестра -  держащая в руках вазу с рисом, поверх которого раскладывались золотые украшения. А в конце дня родственникам жениха вручали большое блюдо с варениками, собственноручно приготовленными невестой для суженого.

На второй день в дом молодоженов приходили уже люди со всего селения: считалось, чем больше соберётся гостей на свадьбе, тем счастливее будет совместная жизнь молодых. Во дворе с раннего утра громко играли приглашённые на празднество музыканты.

Даргинской свадьбе до сих пор присущ особый колорит, который может удивить непосвящённого в нюансы церемонии человека. Например, в празднике участвуют полтярс – ряженые: переодетые в женщин или животных мужчины притворно гоняются за женщинами и детьми, обсыпая их мукой и обливая водой.

Ближе к вечеру второго дня родственники жениха в составе большой свадебной процессии отправлялись в многочасовой "поход" за невестой. Около каждого двора кортеж делал остановки, во время которых молодые люди танцевали, пели и проводили шуточные конкурсы.

Когда, наконец, невеста оказывалась в доме жениха, свекровь осыпала новобрачную рисом, одаривала конфетами и орехами. А перед комнатой новобрачных - смазывала губы невестки мёдом…

Тэги
Поделитесь статьей