Без права переписки эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Без права переписки

День памяти жертв политических репрессий отмечается в России ежегодно 30 октября. В этот день вспоминают миллионы людей, которые по надуманным обвинениям были отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишены жизни в годы сталинского террора и после него. Под каток репрессий попадали люди самого разного этнического происхождения. "НацАкцент" представляет истории десяти наших репрессированных сограждан разных национальностей и профессий. 

Саволайнен Семен Матвеевич, финн, 1903 г. р., житель д. Кузьмолово Всеволожского р-на Ленинградской области, студент Пединститута им. Покровского и педагог Кузьмоловской неполной средней школы. Арестован 9 июля 1938 г. Приговорен по ст. 58-6-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян на 36 году жизни в г. Ленинград 1 ноября 1938 г.

Из воспоминаний сына Саволайнена Арво Семеновича: "Когда начались аресты, особенно никто не беспокоился, только удивлялись, что хорошие люди оказались вдруг бандитами. <...> 30 июня 1937 года к нам зашли двое мужчин в штатском и спросили отца. "Он в институте",- ответила мама. Потом вечером зашли во второй раз: "Вы – Саволайнен?". "Да". "Вы арестованы". Начали обыск. Маме приказали: "Говорите по-русски!". У нас была протоплена баня. Отец спросил, можно ли с дядей Эйно пока сходить в баню? "Пожалуйста".

Обыск продолжался до вечера. Добычей в результате обыска стало несколько томов Малой энциклопедии, где обнаружились портреты врагов народа – Рыкова, Бухарина и др. Это, видимо, и пришили к делу отца.

Похоже, что работы у ребят было невпроворот, не хватало ни машин, ни людей. Поэтому отца повезли на пригородном поезде в город. <...>

Из деревенских мужиков забрали у нас примерно половину. У всех была надежда, что это какая-то ошибка, начальники разберутся и выпустят. Мама регулярно ходила на Арсенальную улицу в тюрьму Кресты, выстаивала там длинные очереди с передачей. Потом однажды ей сообщили, что отец осужден на 10 лет без права переписки. Спустя 30 лет мы узнали, что это означало расстрел".

Амантай Габдулла Сахипгареевич, башкир, 1907 г. р., житель г. Уфа, Республика Башкортостан, башкирский поэт, литературовед, фольклорист, общественный деятель, директор Башкирского НИИ национальной культуры. Арестован в октябре 1937г. по обвинению в "политической близорукости по отношению к врагу, протаскивании антипартийных националистических взглядов в вопросах башкирской национальной литературы, допущении грубых политических ошибок в трудах". Приговорен к высшей мере наказания. Точная дата смерти неизвестна.

Габдулла Амантай принимал активное участие в составлении словарей и учебников башкирского языка, был одним из организаторов башкирской филологической науки, занимался проблемами фольклора, разработал принципы сбора и публикации башкирского устно-поэтического творчества.

Из воспоминаний дочери Ролены Ломакиной (Амантаевой):

"В 1937 году мой отец был арестован как враг народа. 10 июля 1938 года, сразу после наскоро проведенного заседания Военной коллегии Верховного суда СССР, расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1957 году. Я была совсем маленькой, когда отца арестовали, но в моей памяти он остался как самый добрый, дорогой и близкий мне человек. Все остальное — чем жил, к чему стремился и что любил мой папа, я бережно, по крупицам собирала многие годы.

Жизнь детей "врагов народа", а их было немало по всей стране, была трагичной и схожей. Нам меняли фамилии и имена, разлучали с близкими, старались стереть из детских воспоминаний все, что связывало с нашими родителями. <...>

Я запомнила день ареста. Был сильный стук в дверь, потом плач брата Альберта. Моя кроватка стояла в кабинете отца, и я видела, как люди в форме брали книги с полок, быстро пролистывали их и бросали на пол. После ареста отца меня отдали в детский дом №1 имени Шагита Худайбердина на улице Пушкина. Всех поступивших детей в годы репрессий — русских, чувашей, башкир здесь записывали татарами, поскольку детдом считался татарским".

Букейханов Алихан Нурмухаметович, казах, 1866 г. р., уроженец селения Кызыларай, Республика Казахстан, казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Арестован в июле 1937г. по обвинению в участии в антисоветской контрреволюционной организации. Приговорен к высшей мере наказания.

Алихан Букейханов был одним из лидеров национальной политической партии "Алаш", комиссар Временного правительства по Казахстану (1917). Председатель Алашской автономии с 1917 по 1920 годы. Относил себя к "западническому направлению" общественного движения казахской интеллигенции. С 1922 г. по 1927 г. был литературным сотрудником Казахской секции Центрального издательства народов СССР в Москве. В 1920—1930-е гг. трижды арестовывался органами НКВД. Расстрелян: 27 сентября 1937 г. Место захоронения: г.Москва, Донское кладбище.

Далгат Гамид Меджидович, даргинец, 1895 г.р, уроженец с. Урахи, Сергокалинский район, Республика Дагестан. В годы гражданской войны проявил незаурядные способности военного организатора, и его направили учиться в Академию Генерального штаба. Позже он стал преподавателем кафедры стратегии Академии. В 1938 году был репрессирован. В тюрьме не выдержав издевательства покончил жизнь самоубийством.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя - Карл Казимир Теодор Майергольд), немец, 1874 г. р., уроженец Пензенской области, театральный режиссёр, актёр, народный артист РСФСР. Арестован в 1939г. по обвинению в шпионаже. Приговорен к высшей мере наказания.

20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде, одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. После этого последовали месяцы следствия и пыток в Лубянской тюрьме, и обвинения в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году.

"Председателю Совета Народных Комиссаров СССР В.М.Молотову от Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича

ЗАЯВЛЕНИЕ

"...Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом... Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью... Меня здесь били — больного шестидесятилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам (сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног... боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток..."

Таскиров Берик Таскирович, калмык, 1909 г.р, уроженец и житель п. Адык, Республика Калмыкия.

Из воспоминаний внука: "12 июля 1941 года одним из первых ушел добровольцем на фронт. Служил в сотом  запасном стрелковом полку 16-ой  запасной стрелковой бригаде  в звании старшины.

23 февраля 1944 года по национальному признаку был снят с фронта и направлен на станцию Половинка Молотовской области (ныне Пермский край) на строительство Широковской ГЭС, где находился до сентября 1945 года.

С октября 1945 года по май 1957 года проживал с семьей в г. Болотное Новосибирской области. Берик Таскирович умер 25 февраля 1975 года в п. Адык".

Алиев Умар Джашуевич, карачаевец, 1895 г.р, уроженец с. Карт-Джурт, Карачаево-Черкесская Республика, один из основоположников карачаево-балкароведения, создатель азбуки и автор первого системного описания грамматического строя карачаево-балкарского языка. Работал в Москве, был ученым секретарем кафедры ленинизма Всесоюзного заочного института права, преподавал карачаево-балкарский язык в Институте театрального искусства им. Луначарского, арабский язык в МГУ. Арестован и расстрелян в 1937 году.  

Акаев Абусуфьян (Абу Супьян), кумык, 1872 г.р., уроженец с. Нижнее Казанище, Республика Дагестан, главный редактор журнала "Байан ал-хакаик", поэт. Арестован в 1929 году, сослан в Котласские лагеря на Севере, где и скончался в 1931 году. Автор большого количества работ по исламу и литературе на арабском и кумыкском языках.

Из автобиографии:

"Ясно, что простой дагестанский народ, не привыкший брать в свои руки книгу, не станет вдруг покупать и прочитывать книги, в которых обсуждаются такие науки, как математика или география.

Очевидно также, что и для нас не могли стать богатством изданные книги, которые хранились и не покупались. Поэтому приходилось время от времени писать вещи, ясные и неоспоримые для них [то есть книги, которые были доходчивы и понятны для простого, малообразованного слоя населения]..."

Малиев Георгий Гадоевич, осетин-дигорец, 1886 г.р., уроженец и житель Республики Северная Осетия — Алания, писатель и поэт.

За произведения писателя обвиняли в буржуазном национализме и пессимизме. В год его ареста статус дигорского языка был понижен до диалекта, дигорский алфавит объявлен "контрреволюционным".

Малиев был арестован в 1937 году по обвинению в "контрреволюционной деятельности" и приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Умер в лагере в 1942 году, по другим данным - мог быть расстрелян в первые же дни ареста.

Велижанин Михаил Евгеньевич, русский, 1885 г.р., уроженец Тюменской области, конновозчик тюменской артели "Труженик". Раскулачен и лишен избирательных прав в 1929-30 годах, арестован в 1938 году за то, что " … систематически проводил контрреволюционную пораженческую агитацию, а также дискредитировал руководителей партии и правительства…" Приговорен к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества.

Из записей внучки:

"Я начала поиски. И все таки я его нашла! Я нашла своего деда! Я теперь знаю, что он БЫЛ, как он ЖИЛ и могу представить, сколько бы он мог сделать, если бы не карательная машина Советской власти, которая его уничтожила в 53 года.

У меня на руках справка сведений о имущественном положение моего деда на 1929 год, на основании которой дед был лишен избирательных прав, зачислен в кулаки, раскулачен и выслан за пределы села Велижины, где он жил и работал. <...> Всмотритесь в фото. На одном - мой дед незадолго до ареста, т. е около 50 лет... Нормальный, крепкий русский мужик! Дед, я горжусь тобой!"

Подготовлено по материалам сайта bessmertnybarak.ru

Тэги
Поделитесь статьей