Мы не рабы, рабы не мы эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Мы не рабы, рабы не мы

10 лет назад Международная организация труда (МОТ) учредила Всемирный день борьбы с детским трудом, который отмечается 12 июня. На ее сайте говорится: "Сотни миллионов мальчиков и девочек во всем мире заняты работой, лишающей их возможности получить образование, наносящей урон здоровью, не оставляющей времени для досуга и нарушающей их права". Этот день призван обратить внимание общественности на бедственное положение таких детей, а также поддержать правительства и общественные организации, ведущие борьбу против детской эксплуатации.

Безусловно, эксплуатировать детей нельзя. Однако, если мы обратимся к истокам этнического воспитания, то увидим, что все народы, населяющие нашу многонациональную страну, не терпели праздности в своих чадах и с младых ногтей приучали их к жизни в труде. Это обуславливалось суровым климатом, нелегкими условиями жизни в деревне и многодетностью крестьянских семей. Иначе им было просто не выжить. 

Уважаемая казачья няня

В мальчиках-казаках с самого рождения воспитывали силу, ловкость, умение самостоятельно добывать средства к существованию, защищать себя и семью от врагов. Старшие внушали младшим необходимость приносить пользу себе и окружающим: родственникам, друзьям, соседям. Совместный труд был радостным, наглядно показывал ребенку его личный вклад в общее дело. 3-летних малышей уже обучали рукопашному бою, верховой езде, владению холодным оружием. С 7 лет учили стрелять, с 10 – рубить шашкой. С 3 лет мальчик помогал отцу по хозяйству. Праздношатающихся детей в казачьих станицах и на хуторах не терпели. Однако воспитывая детей в каждодневном труде, им обязательно выделяли время на игры и развлечения, которые, в основном, были тоже подвижными, развивающими сноровку, смелость и отвагу. Проходили они всегда под присмотром уважаемых стариков, которые заметив нарушение правил, останавливали забаву и строго вразумляли провинившегося. 

Если отец и старшие братья уезжали из дома, зачастую 7-летний мальчик оставался за хозяина. Отец серьезно говорил сыну: "Смотри, на тебе дом и женщины". 
Трудовое воспитание девочек тоже начиналось очень рано. Они с малолетства хвостиком ходили за матерью, участвовали во всех домашних работах. 5-летние нянчили 3-летних сестер и братьев, 3-летние – годовалых. Особо преуспевших в этом нелегком деле уважительно звали – "няня" и обращались к ним на "вы". До вступления в возраст невест девушка должна была своими руками сделать не менее 200 предметов приданного, не считая большого количества хусточек – своеобразных пригласительных билетов на свадьбу. 

9 наук настоящего бурята и 7 талантов бурятки

Многодетность в Бурятии всегда почиталась за счастье. И каждый член семьи с малых лет приучался к труду, усваивал весь комплекс знаний, приобретенных поколениями, необходимых для скотоводства, охоты, земледелия и бережного отношения к окружающему миру. К 10-11 годам мальчик должен был усвоить 9 наук настоящего мужчины: уметь охотиться, натягивать тетиву рогового лука, быть наездником, стать борцом, знать кузнечное дело, уметь мастерить (делать необходимые для хозяйства предметы), а также плести 8-ременный бич, вить путы-треножники и одним ударом ломать остистую кость позвоночника крупного рогатого скота. Стрелять из лука, бороться и ездить верхом учили с 3 лет, одновременно осваивались уход за лошадью и изготовление лука. В 13-14 летние подростки уже охотились наравне со взрослыми. 

Девочки в это время осваивали свой кодекс, называвшийся "7 талантов женщины": оказывать почтение родителям (уважительными речами, мягкой постелью, вкусным угощением), воспитывать детей хорошими людьми, вести дом и хозяйство, ухаживать за домашними животными, готовить молочные блюда, уважать мужа, уметь принимать гостей, а также быть хозяйкой серебряного наперстка (владеть кройкой и шитьем). 
С 5-6 лет девчушки помогали в уборке дома, присмотре за младшими, прядении шерсти, вязании варежек и носков, учились доить, обрабатывать молоко, консервировать и хранить продукты. В 8-10 лет уже участвовали в приготовлении еды, шили, вышивали, начинали выделывать шкуры и катать войлок. В результате, к 12-14 годам становились настоящими мастерицами. 

Священные корейские секреты

С 5-6-летнего возраста мальчики уже участвовали в полевых работах, истинно мужской, по мнению корейцев, профессии. Здесь нелегкий труд крестьянина издавна считался священным долгом, завещанным праотцами. Отличительная черта корейского воспитания – высокий уровень дисциплины. Телесные наказания практиковались в семьях и начальной школе довольно долго. За нерадивость учитель был линейкой по ладоням, а дома отец мог и розгами высечь. Так приучали к ответственности за свои поступки. Система, может быть, и выматывала маленького человека, однако воспитывала в нем работоспособность и волю. Кстати, в корейских классах всегда сидело по 50-60 человек, для нас число просто немыслимое. А у них учитель прекрасно справлялся, потому что авторитет его был непререкаем.

Если рождению сына корейцы искренне радовались, то дочь считалась бесполезной приживалкой. Ее нужно было как можно скорее выдать замуж. Но что интересно, если многие народы растят для этого хорошую хозяйку, то здесь девицам никаких особых навыков не прививали, исходя из того, что научить кулинарным и домашним секретам, значит открыть оные чужим семьям. Следовательно, обязанность помочь невестке освоить премудрости домохозяйства ложилась на свекровь или другую старшую женщину из рода супруга. А молодая жена приходила в новую семью, словно чистый лист бумаги, учитывая, что было ей лет 10-12, совсем не странно. 

Российский или немецкий идеал девушки, физически крепкой, веселой, мастерицы и на празднике спеть-сплясать и вкуснейший пирог испечь, в Корее был бы отвергнут с порога. В ней признали бы избыток мужского начала, угрожающего семье мужа разрушением духовной гармонии.

День сегодняшний

По законодательству РФ, сегодня представителям коренных малочисленных народов Югры разрешено покупать и хранить оружие с 16 лет – больше такой нормы нет нигде в России. В 2007г. вышло постановление, что покупать и хранить огнестрельное оружие можно только с 18 лет. Однако для Ханты-Мансийского автономного округа сделано исключение, так как местным аборигенам ружья необходимы для охоты, основного способа их существования. В 16 лет юноши у ханты и манси уже считаются взрослыми мужчинами. В Думе до сих пор ведутся споры по данному поводу, но пока закон не отменен. А на самом деле здесь мальчишки берут в руки ружье лет в 9-10, это реалии их жизни.

У татар есть такая пословица: "Кому суждено стать человеком, тот и в 10 лет не ребенок, кому не суждено, тот и в 25 младенец". Мы, безусловно, против эксплуатации человека человеком, тем более, если этот человек – ребенок. Однако этнопедагогика доказала веками: растить детей в праздности тоже нельзя. А потому давайте искать золотую середину.

Тэги
Поделитесь статьей