Мигрантам дали "Золотую маску" эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Мигрантам дали "Золотую маску"

Тема межнациональных отношений неожиданно всплыла на вручении театральной премии "Золотая маска" 18 апреля. Специальный приз фестиваля получил необычный спектакль в исполнении выходцев из Таджикистана "Акын-опера". Прославленная якутская актриса Анна Кузьмина поблагодарила со сцены своих русских учителей, а дирижер латвийского происхождения Айнарс Рубикис  – Новосибирский оперный театр, куда он приехал работать из Риги два года назад.

"Знаете в чем основная проблема мигрантов? Она заключается в том, что их никто не слышит. То, что сейчас дали "маску" означает, что наших мигрантов услышали", - прокомментировал вручение приза автор проекта Всеволод Лисовский. Одетый во фрак, смущенный вниманием публики один из героев спектакля Абдулмамад Бекмамадов добавил: "Спасибо народу!". Зал зааплодировал. "Обращайтесь, пожалуйста, мы сантехники и обои клеим по-братски", - пошутил он, крепко сжимая в руках "золотую маску".

На сцене Большого театра среди московского бомонда актеры "Акын-оперы" явно чувствовали себя не в своей тарелке, а публика смотрела на них как на экзотику. Вряд ли при других обстоятельствах театральная элита страны сумела бы так внимательно разглядеть лица таджикских гастарбайтеров. Слишком уж в разных реальностях они живут, и пути их никак не пересекаются.

По замыслу создателей "Акын-оперы", спектакль должен был стать именно таким "мостиком" между москвичами и приезжими из Средней Азии, живущими бок о бок, но ничего не знающими друг о друге.

Непридуманные истории

"Акын-опера" не просто отвлеченный спектакль о тяжелой жизни гастарбайтеров в Москве. Трое актеров-мигрантов, которым дал слово автор постановки, играли на сцене самих себя. Они - жители Рошкалинского района Горно-Бадахшанской автономии Таджикистана. В России их называют таджиками, а на родине – горцами, потому что родом они с Памира.

Герои постановки рассказывали зрителям о себе, своей судьбе, радостях и горестях. Они сами придумывали свои тексты. Так, Абдулмамад Бекмамадов вел повествование о первой поездке в Москву, работах на разных стройках, возвращении домой, о гражданской войне 1990-х годов в Таджикистане и случаях гибели таджиков в Москве. Кстати, Бекмамадов сам в 2012 повергся нападению на национальной почве. Спектакль он играл с перевязанной головой.

Постепенно от рассказов актеры переходили к песенным куплетам, в основе которых лежал древний жанр импровизационного песнопения, более известный в Центральной Азии и на Кавказе как акын, бахши или ашуги.

По словам режиссера "Акын-оперы" Всеволода Лисовского, ему были нужны непридуманные истории мигрантов. Главные герои должны были суметь их рассказать, спеть и сыграть национальную музыку. Так он и нашел своих актеров.

На родине в Таджикистане Покиза Курбунасенова, Аджам Чакобоев и Абдулмамад Бекмамадов профессионально занимались музыкой. Все они – выпускники Института искусств в Душанбе. В родном памирском селе Чакобоев работал руководителем Дома культуры, Бекмамадов выступал в ансамбле "Ноз", а Курбунасенова была известной певицей. В Москву все они были вынуждены приехать на заработки более десяти лет назад. Здесь у таджикских артистов появились новые специальности: Покиза трудилась уборщицей в налоговой, Аджам - работником шиномонтажной, а Абдул занимался шпаклевкой.

Воодушевленный успехом "Акын-оперы" режиссер Лисовский сегодня представляет продолжение театральной постановки, в которой появились новые герои-мигранты. По словам режиссера, постановка предвосхищает появление мигрантского фольклора, который должен родиться "на стыке национальных традиций и русского шансона".

Культурный обмен

"Золотую маску" в этом году за выдающийся вклад в театральное искусство получила народная артистка Якутии, заслуженная артистка России Анна Кузьмина. Как бывшая ученица первой национальной студии Щепкинского училища она поблагодарила своих русских педагогов и отметила, что ее и последующие выпуски сформировали якутскую театральную школу. "Мы очень благодарны училищу, в котором наша группа была вообще самая первая национальная. Я с большой теплотой отношусь к своим преподавателям", - отметила Кузьмина в интервью.

Сегодня 80-летняя Анна Кузьмина работает в Саха театре и даже продолжает ездить на гастроли. Ее "золотая маска" стала третьей по счету для Саха театра. В 2001 году театр получил премию за олонхо "Кыыс Дэбилийэ" в номинации "Приз критики". В 2005 году "маску" вручили также спектаклю молодого режиссера Сергея Потапова "Макбет".

В свою очередь Айнарс Рубикис, признанный лучшим дирижером за "Мессу" Бернстайна, поблагодарил директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Два года назад тот пригласил его на должность музыкального руководителя и главного дирижера. Рубикус перебрался из Латвии в Россию и говорит, что совсем об этом не жалеет. "Вообще, чувствую себя очень хорошо тут. Из театра не хочется выходить - я уже даже одну ночь провел здесь", - признался латыш в одном из своих интервью.

Тэги
Поделитесь статьей